Уже через несколько минут после повреждения кожи, её кератиноциты и фибробласты, а также афферентные нейроны, быстро выводят воспалительные медиаторы.
Кератиноциты синтезируют большое число цитокинов и хемокинов, таких как: простагландин-E2 (PGE-2); кахектины (факторы некроза опухоли, TNF-α, интерлейкин-1 (IL-1), интерлейкин-6 (IL-6), и интерлейкин-8 (IL-8).
Фибробласты кожи также реагируют как на само повреждение, так и на воспалительные медиаторы выделяемые кератиноцитами. Фибробласты секретируют цитокины: интерлейкин-1 (IL-1), интерлейкин-6 (IL-6), интерлейкин-8 (IL-8), а также простагландин-E2 (PGE-2). Простагландин-E2 (PGE-2) вызывает вазодилатацию (увеличение просвета кровеносных сосудов) и увеличивает проницаемость стенок кровеносных сосудов, облегчает дегрануляцию тучных клеток и увеличивает чувствительность окончаний афферентных нервных волокон.
Вазодилатация и увеличение проницаемости стенки сосудов, вызванные действием простагландина-E2 (PGE-2) и гистамина, ведет к увеличению в месте повреждения кровотока и к выходу жидкости из кровеносных сосудов в пространство окружающей ткани. Результатом этого является покраснение и припухлость места воспаления.
Результатом увеличения секреции TNF-α и интерлейкина-1 (IL-1) является выведение эндотелиоцитами молекул межклеточного сцепления, в частности молекул адгезии сосудистого эндотелия (VCAM) и молекул межклеточной адгезии (ICAM).
Молекулы этих белков, так же как и P-селектины и E-селектины, являются якорными элементами для нейтрофилов крови. Взаимодействие лейкоцитов с молекулами сцепления сначала замедляет продвижение лейкоцитов из кровеносного русла в интерстициальное пространство, а затем вызывает их прилипание к эндотелиальной стенке кровеносного сосуда.
В присутствии хемокинов, в особенности интерлейкина-8 (IL-8), секретируемого как кератоцитами, так и фибробластами, плотно прилегающие к эндотелию лейкоциты, посредством хемотаксиса мигрируют из кровеносного русла в ткань кожи. Здесь они очищают кожу от продуктов распада, а также выделяют дополнительные медиаторы воспаления.
Первичный острый ответ развивается в течение нескольких минут после начала воздействия патогенного фактора. В последующем, в течение 48 часов происходит движение нейтрофилов к месту повреждения.
Если действие патогенного фактора прекращается, секреция медиаторов воспаления кератиноцитами, фибробластами и тучными клетками приостанавливается. Выход лейкоцитов из крови в область воспаления уменьшается и воспаление утихает.
В противоположность острому воспалению, которое обычно разрешается через 1-2 недели, хроническое воспаление развивается в течение более продолжительного времени. При этом развитию воспалительной реакции в коже содействуют иммунные клетки. В хронический воспалительный процесс вовлекаются клетки Лангерганса. Эти клетки способны мигрировать из эпидермиса в дерму и в регионарные лимфатические узлы. Клетки Лангерганса в эпидермисе могут ассоциироваться с антигенами и "предъявлять" их внутриэпидермальным лимфоцитам и лимфоцитам регионарных лимфатических узлов. Аналогичные действия выполняют дендритные клетки (dendritic cells, DC). Поэтому клетки Лангерганса и дендритные клетки называют клетками предъявляющими антигены (antigen presenting cells, APC) лимфоцитам. Так запускаются отсроченные иммунные реакции.
T-лимфоциты проникают в базальный и шиповатый слои эпидермиса из дермы. Здесь под влиянием интерлейкина-1 (IL-1), выделяемого клетками Лангерганса, а также под влиянием факторов типа тимозина и тимопоэтина, вырабатываемых кератиноцитами, может происходить пролиферация Т-лимфоцитов.
Активированные пролиферирующие лимфоциты в коже выделяют ряд медиаторов воспаления, в частности ферменты, разрушающие матрикс (matrix-eroding enzymes, MMP-1) и коллагеназу (collagenase). Цитокины, выводимые Т-лимфоцитами, могут стимулировать синтез фибробластами и кератиноцитами дополнительных цитокинов и хемокинов. Это может послужить причиной выведения фибробластами разнообразных деструктивных ферментов (матриксных металлопротеиназ, matrix metalloproteinases, MMP). Среди них MMP-1 (коллагеназа), MMP-3 (стомелизин-1, stomelysin-1), MMP-9 (желатиназа-В, gelatinase B). Пока антиген или патогенный фактор будут продолжать действовать на кожу, воспалительная реакция будет продолжаться, и это может вызвать серьезные деструктивные изменения ткани.
Воспалительный процесс в коже, особенно тот, который вызван долговременным воздействием ультрафиолетового излучения, запускает молекулярные механизмы ускоряющие процесс старения кожи. Фотохимическое старение кожи, вызванное продолжительным воздействием солнечной ультрафиолетовой радиации, ведет к увеличению синтеза цитокинов. Это сопровождается активацией генов как кератиноцитов, так и фибробластов, что вызывает эрозию нормальной структуры кожи. В результате продолжительного воздействия солнечной ультрафиолетовой радиации матриксные металлопротеиназы (matrix metalloproteinases, MMPs), разрушают межклеточный матрикс кожи и вызывают птоз и морщины.
Кроме того, тормозятся функции фибробластов кожи, ответственных за синтез и сборку коллагена, необходимого для поддержания и восстановления матрикса. Одновременно с угнетением синтеза коллагена, стимулируется синтез эластина, что может стать причиной эластоза. В настоящее время считается общепринятым, что воздействие солнечной ультрафиолетовой радиации даже в небольших дозах на кожу большинства людей вызывает тлеющее воспаление и появление признаков старения кожи даже в среднем возрасте
Комментарий