Пока нет объявлений.

Роговой слой - липидный барьер и его «восстановление» церамидом 2

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

    Роговой слой - липидный барьер и его «восстановление» церамидом 2

    Самый внешний слой эпидермиса состоит из 25-30 слоев заполненных кератином плоских мертвых клеток! Он постоянно обновляется в процессе отшелушивания, при котором силы межклеточных адгезии разрушаются, и корнеоциты отшелушиваются. Кератиноциты из нижних слоев мигрируют к поверхости в ходе процесса дифферинциации и пополняют роговой слой. Цемент, удерживающий клетки рогового слоя
    вместе и образующий липидный барьер, является смесью церамидов, холесте, свободных жирных кислот, некоторых минорых компонентов триглицериды и сульфат холестерина) и воды (-13%). Обычно для объяснения структуры рогового слоя используют метафору “кирпичей и раствора”. При ближайшем рассмотрении оказывается, что «раствор» чрезвычайно сложно устроен.

    Химия семи (пока что) определенных церамидов крайне сложна для воспроизведения в лабораторных условиях. Физическое расположение церамидов и других липидов в межклеточном пространстве следует строгим правилам, которые обеспечивают функциональность всей структуры. Ламеллярные бислои, видимые в электронный микроскоп, напоминают более простые бислои, какими они бывают в липосомах.

    Однако, некоторые взаимодействия с белками клеточной стенки корнеоцита, огромная длина жирнокислотной цепочки в церамиде 1 (позволяющая заякоривание между слоями), и до конца не понятная роль сульфата холестерина (около 1 % эпидермальных липидов) , и холестеролсульфатазы в клеточном сцеплении демонстрируют, каким эффективным барьером снабдила живой организм эволюция. Это защита от нежелательного проникновения частиц, молекул, микроорганизмов, водяного пара и излучения.

    Восстановление липидного покрова, прежде всего, подразумевает наличие повреждений. Что считать повреждением здоровой кожи? Зачастую появление сухости, шелушения, раздражения кожи является признаком нарушения функционирования барьера рогового слоя. К этому приводит целый ряд причин: старение, которое со-провождается снижением синтеза необходимых для барьера липидов, использование агрессивных детергентов или мыла, механическое воздействие и Уф излучение. Результатом нарушения барьера становится видимое увеличение трансэпидермальной потери воды (ТПВ), что и приводит к сухости кожи. ТПВ можно измерить, и хотя ее роль как меры оценки целостности барьера подвергают сомнению, все же этот параметр дополняет ряд других, например, визуальную оценку сухой кожи или корнеометрию. Абсолютные уровни ТПВ сложно оценивать, поскольку они сильно варьируют от человека к человеку. Кроме того, с возрастом ТПВ необязательно увеличивается, однако, при механическом или химическом (воздействие сурфактанта) стрессе ТПВ возрастной кожи возрастает заметнее и медленнее приходит в норму. Поэтому можно сказать, что барьерная функция кожи ухудшается с возрастом.

    Ультрафиолетовое излучение спектра Б тоже ухудшает барьерную функцию кожи и увеличивает ТПВ invivo. Однако эти эффекты видны только на живой коже человеке и не подтверждаются в моделях ех vivo, лишенных возможности воспалительного ответа. Здесь исследователи еще раз столкнулись с проблемой неоднозначной экстраполяции результатов экспериментов на животных, in vitro или ех vivo на живую кожу человека.

    В рамках недавно проведенных исследований, кожу подвергали УФБ излучению, что приводило к повышению ТПВ с параллельным снижением уровня свободных церамидов и повышением глюкозилцерамидов. Применение вазелина помогало быстро восстановить нормальный уровень ТПВ, но использование смеси «физиологичных» липидов в правильных пропорциях эффективнее. В отличие от окклюзивной пленки, создаваемой вазелином, они действительно восстанавливают липидный барьер, проникая до ядерных слоев эпидермиса и встраиваясь в межклеточные липидные структуры. Целый ряд исследований на животных показал, что для восстановления барьера крайне важно молярное отношение наносимых на кожу липидов: при использовании одиночных липидов или смесей с нефизиологичными пропорциями восстановления не происходило. Но можно ли экстраполировать эти данные стандартизированных тестов на широко варьирующие состояния кожи человека? Исследования показали, что исходное состояние кожи играет критическую роль в восстановлении барьера смесями липидов. Кроме того, есть ряд работ, в которых, похоже, удалось показать пользу менее комплексных липидных смесей для нарушенной барьерной функции кожи . Как всегда, встает вопрос определения «нормальной» и «здоровой» кожи, на которую и должна воздействовать косметика. На здоровой коже, не ослабленной возрастом или стрессами, всегда сложнее показать привлекательные для потребителя эффекты. Переход от сухой (область действия косметики) кожи к коже с ксерозом (медицинская проблема), так же плавен и трудноуловим как от косметики к космецевтике и далее к лекарствам.
    Поэтому в настоящее время исследования сосредоточены на более простой ситуации. Изучение восстановления липидного барьера концентрируется на восстановлении после искусственного повреждения, будь то механическое, химическое или фотоповреждение. Было проведено два исследования способности церамида-2 восстанавливать повреждения, вызванные применением детергента лаурилсульфат натрия) или многократным отдиранием липкой ленты. Предполагалось* что Церамид в составе крема сможет быстро восстановить барьер, разрушенный сильным
    раздрающим детергентом. И действительно, крем, содержащий ряд неполярных липидов и церамид-2, быстро снижал ТПВ, повысившуюся после воздействия детергента. Крем-плацебо, отличавшийся только отсутствием церамида, такого эффекта не дал.

    Было проведено и исследование долговременного нанесении эмульсии с церамидом-2. Чтобы повысить ТПВ, с кожи убрали несколько слоев корнеоцитов, 20 раз подряд отдирая от нее липкую ленту. После 3 недель нанесения па кожу эмульсии с церамидом или плацебо процедуру повторили. На участках, обработанных церамидом, повышение ТПВ было более чем вдвое меньше, чем на обработанных плацебо.

    Визуализация нарушения барьера и интеграции липидов. С помощью электронной микроскопии можно увидеть нарушение липидного барьера и его “починку” церамидами в составе косметического крема. Для этого нужно рассмотреть, что происходит, когда кожу подвергают жесткому воздействию растворителей, а затем обрабатывают кремом с церамидами.

    Чтобы существенно нарушить липидный барьер, кожу обрабатывают смесью спирта, эфира и гексана, что убирает липиды из межклеточного пространства, приводит к раздражению кожи и увеличивает ТПВ. Под электронным микроскопом, между клетками нормальной здоровой кожи четко видно хорошо организованные лидпидные слои. Растворители полностью разрушают эту картину. При использованием кремов с содержанием церамида-2 восстанавливается типичная липидная слоистая структура, видимая в верхних слоях кожи. Даже однократное нанесение крема по*зволило церамиду встроиться и восстановить липидный барьер кожи.

    Восстановление барьера приводит к лучшему удержанию воды. Исследование не поврежденной сухой и очень сухой кожи дополнительно подтвердило положительные эффекты при местном применении липидов. С помощью магнитно резонансной томографии (МРТ) было исследовано удержание воды в эпидермисе после нанесении церамида-2. Этот метод использует способность атомов водорода в воде поглощать радиоизлучение определенной частоты. Увеличение количества свободной воды в исследуемом образце приводит к усилению сигнала, улавливаемого томографом. Применение специальных техник при МРТ позволяет в реальном времени отслеживать уровень увлажненности эпидермиса in vivo. В отличие от измерения ТПВ, оценивается не движение воды, а сама способность эпидермиса удерживать воду.

    Пять добровольцев с сухой или очень сухой кожей в течение 8 дней утром и вечером наносили крем с 1% церамида-2 или не увлажняющий крем (плацебо). МРТ выявила ожидаемое отсутствие эффекта после 8 дней использования плацебо. Сухая кожа им не увлажнялась. В отличие от плацебо, крем с церамидом-2 значительно повысил способность кожи удерживать влагу, поступающую с кремом.

    Следует отметить, что во всех упомянутых исследованиях использовались синтетические молекулы «церамида-2», На самом деле этим названием обозначают целуй группу сходных липидных молекул, отличающихся по длине жирнокислотных остатков и их насыщенности. В коже человека встречается более 200 возможных структур церамида-2. Эта группа церамидов - самая распространенная в коже, но ее доля на чинает снижаться с 12-летнего возраста, и в сухой коже взрослых ее недостает. Одним из типичных представителей церамидов является стеарил-сфинганин. Вполне оправдано его использование в космецевтике как восстанавливающего и поддерживающего барьерную функцию кожи агента в средствах для сухой, повреждение возрастной кожи.

    источник: "Космецевтика" современная косметика интенсивного действия
    автор: Татьяна Пучкова
Обработка...
X